«Игрой смыслов и сравнений» можно назвать выставку, развернутую в залах знаменитой московской Третьяковской галереи. Она называется «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности» (2 ноября-24 февраля) и состоит из двухсот произведений, предоставленных 17 музеями и частными коллекциями России, Украины и Белоруссии.

«Мы не замахивались на полную историю русского натюрморта, мы сосредоточились на периоде становления этого жанра: XVIII - начало XIX веков», - говорит куратор выставки Светлана Усачева.

"Это период, который неслучайно считается наиболее темной, малоизвестной страницей в истории жанра. Произведений этого времени сохранилось очень мало, и большинство имен художников, которые имели какое-то отношение к натюрморту, или забыты, или неизвестны. Пожалуй, единственное имя, хорошо знакомое – это Иван Хруцкий".

Скачать аудио файл

Композиции из даров природы, натюрморты с охотничьими трофеями, роскошные цветы – мастерство, с которым Хруцкий создавал картины такой тематики, никому не удалось превзойти. Вообще старых мастеров отличало особое любование предметом, внимание к деталям и подробностям, неспешность и обстоятельность. Кстати, материальные вещи естественным образом «попадали» и в портретную живопись. На выставке благородная дама изображена возле туалетного столика с драгоценными безделушками, боевой генерал – со знаменами и оружием. Легендарный русский изобретатель Иван Кулибин - в окружении своих удивительных приборов и чертежей.

Художники XVIII века очень любили изображать на полотнах книги и делали это с выдумкой, достойной сегодняшнего дня. Например, натюрморт неизвестного мастера: листы из книг «расположены» на вертикальной доске и прижаты полосками тесьмы. Ну прямо как записка под магнитом на холодильнике! Или еще: в витрине лежит толстый фолиант с металлическими застежками, сверху небрежно брошена небольшая книга с красным обрезом - это, между прочим, иллюзия, «обманка», это не объемная композиция, а картина, исполненная на плоскости. То есть почти что концептуальный «объект» современного автора. Так считает искусствовед Кирилл Светляков:

"Вы видите книги-обманки петровского времени, и удивительно, что книги возрождаются в концептуалистской традиции. Мы имеем дело с единым культурным пространством, внутри которого возможны любые сравнения, любые ходы - и сюжетные, и смысловые".

Скачать аудио файл

Словно подтверждая эту мысль, организаторы выставки создали такую видеоинсталляцию: расписная бабочка перелетает с одного виртуального натюрморта на другой. Меняются времена и страны, а она все так же прекрасна, как и те предметы, которые она исследует.

Игру с натюрмортами можно, кстати, продолжить и после посещения выставки. Для детей приготовлена занимательная книжка-раскраска. Для подростков – диск с виртуальным конструктором «Создай свой натюрморт». А еще в течение четырех месяцев работы выставки на сайте Третьяковской галереи проводится викторина, победителей которой ждут интересные призы.