Считается, что в натюрморте отражается отношение человека к окружающему миру и раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику, как человеку своего времени. "Голос России" предлагает свою коллекцию натюрмортов, созданных лучшими российскими живописцами XIX-XX веков.

1. Илья Репин "Яблоки и листья", 1879

© Фото: wikipaintings.org

"Среди художников 60-х и 70-х годов XIX века самым крупным и замечательным является Репин. По своему огромному, из ряда вон выходящему таланту он достоин занять одно из наиболее видных мест в истории – и не одного только русского – искусства".

Александр Бенуа, художник, критик.

2. Иван Крамской "Букет цветов. Флоксы", 1884

© Фото: wikipaintings.org

"Даже если бы Иван Николаевич оставил после себя только свои картины, он был бы увековечен в нашей культуре. Но главным его созданием является общество передвижных художников, которое он организовал и возглавлял столько лет. Заслуга его в родном отечестве никогда не будет забыта".

Владимир Стасов, критик, журналист.

3. Михаил Врубель "Шиповник", 1884

© Фото: wikipaintings.org

"Часто мы перестаем выхватывать красивое, отрезать его от ненужного. В работах Врубеля, в подъемах и падениях есть нерв высокого порядка, далекий от самодовольного мастерства или от беспутных хватаний за что попало. Не поражающее, а завлекающее есть в работах Врубеля - верный признак их жизнеспособности на долгое время. Подобно немногим, шедшим только своей дорогой, в вещах Врубеля есть особый путь, подсказанный только природой".

Николай Рерих, художник.

4. Валентин Серов "Сирень в вазе", 1887

© Фото: wikipaintings.org

"Описывать словами прелесть его живописи невозможно. Красочные созвучия еще менее, нежели музыкальные, поддаются описанию и определению. Впечатление от серовских картин – чисто живописного и, пожалуй, именно музыкального свойства, недаром он сын двух даровитых музыкантов и сам чутко понимает музыку. Искусство Серова ничего не имеет в себе литературного, описательного. Его основные черты: простота и непосредственность. В Серове нет даже каких-либо нарочитых намерений, хотя бы чисто красочного, живописного характера".

Александр Бенуа, художник, критик.

5. Игорь Грабарь «Сирень и незабудки», 1905

© Фото: wikipaintings.org

"Я увидал на рояле корзину: круглую, плотно наполненную незабудками, походившими на какую-то плюшевую, дивного бирюзового цвета материю. Рядом стоял в белом кувшине букет белой и лиловой сирени. Я бросил подле на рояль еще ветку сирени и принялся писать "Сирень и незабудки", известную картину Русского музея. Она имела исключительный Успех у художников и публики; в музее ее вечно копировали, почему редко можно было подойти к ней вплотную".

Игорь Грабарь.

6. Илья Машков "Фрукты на блюде (Синие сливы)", 1910

© Фото: wikipaintings.org

"Нам хотелось своей живописью разгромить весь мертво написанный мир, хотелось, чтобы наша живопись была могучая, насыщенная обильным колоритом".

Илья Машков.

7. Казимир Малевич "Натюрморт", 1911

© Фото: wikipaintings.org

"Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, Мадонн и бесстыдных Венер, тогда только увидим чисто-живописное произведение.

Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию".

Казимир Малевич.

8. Александра Экстер "Натюрморт", 1913

© Фото: wikipaintings.org

"Александра Экстер не вела дневника, не написала мемуаров, сохранилось немного её писем. Порою кажется, художником было сделано всё, чтобы будущие исследователи оказались лицом к лицу с одними только его произведениями, лишь в них искали и находили свидетельства жизни и судьбы их автора".

Георгий Коваленко, искусствовед, исследователь русского авангарда.

9. Борис Кустодиев "Натюрморт с фазанами", 1914

© Фото: wikipaintings.org

- Шедевр Кустодиева отправится на аукцион в Лондоне

"Кустодиев – художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность; они служат залогом крепкого и прочного его успеха".

Илья Репин, художник.

10. Константин Коровин "Сирень", 1915

© Фото: wikipaintings.org

"Живопись Коровина - дерзко-небрежная, грубая - казалась в XIX веке многим просто неумелой. Никто тогда не подозревал, что и живопись, и краски в этих картинах - высокого достоинства, что автор их - настоящий живописец".

Александр Бенуа, художник, критик.

11. Кузьма Петров-Водкин "Утренний натюрморт", 1918

© Фото: wikipaintings.org

"Чтобы додуматься до предметной сущности, необходимо оголить предмет, выключить его декоративность и его приспособленные для человека функции, и лишь тогда вскрываются земные условия и законы его жизни. Тогда уясняются и цвет в его количествах, и форма, обусловливающая цвет, и рефлективная перекличка между предметами, их плотность, прозрачность и вес".

Кузьма Петров-Водкин.

12. Петр Кончаловский "Натюрморт. Сирень в корзине", 1933

© Фото: www.artsait.ru

"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как и все другое. В каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными. Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить – вместо цветов являются уж звуки какие-то."

Петр Кончаловский.

13. Юрий Пименов "Уголок кабинета", 1950-60-е годы

© Фото: «СОВКОМ»

"Когда художник начинает писать букет цветов, он не сразу понимает разницу и характер составляющих его частей. Когда же сложность индивидуальностей, составляющих букет, их взаимопереплетенность станут открываться художнику, тогда, вместе с душистыми породами цветов в его картины войдет жизнь".

Юрий Пименов.

14. Оскар Рабин "Натюрморт с тарелкой и "Старкой", 1965

© Фото: nonkonformist.narod.ru

"У нас, если я не ошибаюсь, всячески превозносится и поощряется реализм. А ведь моя живопись как раз реалистична. Я рисую то, что вижу. Многоплановость российской жизни я мог передать через символ – селедка на газете "Правда", бутылка водки, паспорт – это каждому понятно".

Оскар Рабин.

15. Владимир Стожаров "Натюрморт. Последняя работа художника", 1973

© Фото: ArtLib.ru

"То, что создал Стожаров – большой живой родник, и из него еще предстоит черпать другим художникам, им предстоит извлекать не только уроки мастерства, но и подлинную горячую любовь к своей земле, ее истории. Кажется, что старые вещи в его натюрмортах согреты теплом человеческих рук. В его картинах нет приземленности. Земное в них всегда духовно".

Таир Салахов, художник.